История Свято-Николаевского собора г. Стаханова

Состояние храма — есть отображение
состояния душ человеческих…

Как известно, разбрасывать камни всегда легче, чем их собирать. Поэтому и «собирание» истории – дело непростое, но весьма важное и, главное, для нас назидательное. Как говорит великий историк и, по словам А.С. Пушкина, «честный человек» Н.М. Карамзин, «…история предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество». С историей города Стаханова, нашего малого отечества, самым тесным и неразрывным образом, как душа с телом, связана и история Свято-Николаевского храма.

scan-21
Вид Свято-Николаевского храма. Фото 1913 года

Свято-Николаевский храм – это не только удивительный исторический и архитектурный городской памятник, это его живая душа и бесценное достояние. В нем наши деды и прадеды проливали свои слезы в самые горестные и радостные моменты своей жизни, возносили свои горячие молитвы не только о себе, но и о будущих поколениях. Наконец, храм — это область Божественного присутствия и Дом Божий, являющийся для нас величайшей общегородской святыней и реальной незримо-таинственной связью между нашим прошлым и будущим. По общеизвестным данным, в тогдашнем селении Николаевка, чуть поодаль уже давно имеющейся деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, около 1870 года осуществилась закладка и началось строительство нового каменного пятикупольного Свято-Николаевского храма с колокольней над притвором.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Надгробный памятник архитектора

Строительство храма осуществлялось по проекту архитектора Петра Николаевича Савельева   (9 окт. 1836 г.-+12 июн. 1908 г.)*, надгробный памятник которого по сей день находится на церковной территории храма. Вероятно, Свято-Николаевский храм был основан на средства некоего помещика Николаева (по другим данным помещика Николая Стефановича Чутина), а также на пожертвования простого народа, в основном, крестьян и ремесленников, заселивших данную местность с разных губерний Малороссии и Великороссии.

Храм, со всех сторон окруженный балками, рощами и родниками, как и само селение, расположился в довольно живописном месте недалеко от речки Камышеваха. По данным «Справочной книги Екатеринославской Епархии» (издание 1908 года), в с. Николаевка № 1 каменная церковь была построена в 1902 году на средства администрации и рабочих Максимовского рудника с одним престолом – во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца.

Сооруженный храм имеет крестово-купольную форму, с полукруглой алтарной апсидой на восточной стороне. На его кровле пять куполов: один большой и четыре малых (барабан центрального купола восьмигранный, купол также восьмигранный шатровый, увенчанный маковкой с крестом). Над притвором возвышается четырехугольная колокольня с четырьмя полукруглыми проемами и с восьмигранным барабаном и восьмигранным шатровым куполом, увенчанным малой маковкой с крестом.

В западной, северной и южной части храм имеет три входные двустворчатые железные двери с папертями перед ними. В барабане центрального купола размещено восемь больших окон (4,5 м в высоту и 1,5 м в ширину). Шестнадцать больших окон таких же размеров расположены в храме: двенадцать в средней его части, два в алтаре и два в притворе, что делает храмовое помещение светлым и уютным. Одно небольшое окно имеется в пономарке, и одно — в ризнице храма.

Длина храма – 37 м, ширина (в самой широкой части) – 25,5 м. Общая площадь храма – 363,5 кв.м. Фундамент и стены храма возведены из бутового камня с красным кирпичом.

Снаружи стены оштукатурены с рельефными декоративными элементами. Пол средней части храма вымощен метлахской плиткой. Перед храмом сооружена входная каменная арка с тремя проемами. На колокольне нового храма установлены колокола, собиравшие своим звоном на богослужение людей со всей округи.

Известно, что вначале XX ст., в честь 300-летия возведения на всероссийский престол императора Николая II (1613-1913), перед храмом был воздвигнут постамент с бюстом царя (ныне прославленный Церковью как страстотерпец в сонме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской).

izobrazhenie-536
Справочная книга Екатеринославской Епархiи, 1908 год

Количество дворов в с. Николаевка по данным на 1908 год – 123, прихожан – 988 человек (мужского пола – 494, женского – 494). К приходу Николаевской церкви также принадлежали деревня Криничная в 2 верстах (65 дворов, прихожан 524 человека: мужчин – 263, женщин – 261); деревня Богдановка в 3 верстах (дворов 10, прихожан 88 человек: мужчин – 41, женщин — 47) и деревня Калиновская-Терн. в 6 верстах (дворов 22, прихожан 119: мужчин – 90, женщин – 29). Итак, общее количество дворов в приходе вместе с приходскими деревнями составляло – 200, прихожан – 1719 человек: мужчин – 888 чел., женщин – 831 чел. В ведомстве прихода находилась школа грамоты на руднике о-ва «Русск. каменноугол. копей», земское училище в с. Николаевка и школа грамоты в д. Калиновской. Из учащихся школ старшего подросткового и юношеского возраста частично складывался церковный хор певчих, на Рождество и Пасху устраивались представления на праздничные темы. Приход имел дом для притча. Полевых земель не имелось. Штат притча состоял из двух человек: священник и псаломщик.

священник Арсений Евгениевич Гусев

Первый священник (настоятель) Николаевской церкви с. Николаевка – священник Арсений Евгениевич Гусев, 1873 г.р. Студент Духовной Семинарии, законоучитель, имел жену и детей. В сане с 1896 года, назначен на приход в 1901 году.

Псаломщик – диакон Георгий Иаковлев Миропольский, 1877 г.р. Окончил церковно-учительную школу при Архиерейском доме. Женат, имел сына. В диаконском сане с 1900 года, на приходе с 1903 года.

В трудные и смутные 20-е годы ХХ ст. верующие Свято-Николаевского прихода перешли в юрисдикцию Синодальной церкви**. История храма неотделима от истории народа. В ХХ ст. и Свято-Николаевский храм постигли тяжелые испытания.

skan2
Вид храма в 30-е годы ХХ ст.

Не прекращая богослужений, храм пережил тяжелые 1917-1918 революционные и последующие за этим события, и только в 30-е годы ХХ ст. (возможно в 1932 году), при новой жесточайшей волне гонений на Церковь, храм был закрыт распоряжением местной власти. Колокола были сняты, храмовое имущество разграблено и уничтожено, а само храмовое помещение на некоторое время превращено в зернохранилище.

skan1
30-е годы ХХ ст.

Очень скоро здание храма пришло в большое запустение, местами прохудилась кровля, осыпалась штукатурка, но от разрушения сам храм чудесно уцелел.

Богослужение в храме возобновилось в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Около 1943 года запустевший и покинутый храм был открыт, скромными усилиями прихожан очищен и кое-как приведен в порядок. Тогда, под его темным куполом и в не отапливаемых сырых стенах, возносилась горячая слезная молитва за живых и усопших, за фронт, за Родину и будущую Победу. Но богослужения в храме в это сложное время не могли быть регулярными, в какой-то момент храм даже пострадал от пожара. Только после войны возобновились регулярные богослужения и первым послевоенным настоятелем, как известно, стал протоиерей Фёдор Васильевич Лукьянов.

1960-е годы

В 1961 году митрополит Одесский Борис (Вик), управляющий и Ворошиловградской епархией, вынужден был подписать распоряжение о присоединении Кадиевского Свято-Георгиевского прихода к Николаевской церкви п. Чутино***, вследствие чего приход Свято-Николаевской церковь стал одним из самых мощных на Луганщине. Возрождение храма и церковной жизни началось с 90-х годов ХХ ст., во многом благодаря трудам протоиерея Николая Михайловича Ромера — настоятеля Свято-Николаевского храма с 15 мая 1989 года до дня своей смерти 01 декабря 2007 года (похоронен на церковном кладбище на территории Свято-Николаевского храма).

(79)