СВЯЩЕННИК АРСЕНИЙ ГУСЕВ – ПЕРВЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ

В этом году исполняется 79 лет блаженной кончины первого настоятеля нашего храма – Свято-Николаевского собора г. Стаханова – священника Арсения Гусева, а также 115 лет окончания строительства и начала служения в храме. Священник Арсений более 20-ти лет прослужил в нашем храме, будучи ревностным, активным пастырем, миссионером, проповедником, продолжительное время возглавлял основанное им приходское Николаевское Общество Трезвости.

В 1938 году священник Арсений за активную церковную деятельность был осужден тройкой УНКВД, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в Харькове. Похоронен в общей могиле на территории 6-го Лесопарка в Харькове («Мемориал жертв тоталитаризма»). В 1958 году реабилитирован.

Решением Приходского собрания от 02 апреля 2017 года определено особое молитвенное заупокойное поминовение в приходе  приснопоминаемого священника Арсения Гусева: 19 марта (день ареста), 15 апреля (день осуждения) и 25 мая (день расстрела).  

Душа его во благих водворится! И память его в род и род!


Родился священник Арсений Гусев 17 (30 — по новому стилю) августа 1871 года в городе Осташков Тверской губернии в семье церковного дьяка. По национальности русский.

Образование священник Арсений получил среднее духовное. В 1892 году окончил курс (VI-ть классов) Тверской духовной семинарии по первому разряду со званием студента духовной семинарии.

Жена – учитель Лидия Андреевна, ок. 1876 г.р. Имел детей. По данным

Справочная книга Екатеринославской Епархiи, 1908 год

Справочной книги (1908 г.) в семействе было четверо детей: 10, 9, 7 лет и 1 год; по данным 1913 г. – трое детей: 2 учащихся и 1 при отце. Вероятно, что за этот период один ребенок умер.

 Церковное служение (вероятно в диаконском сане – авт.) Арсения Гусева началось с 1892 года в Тверской епархии, с этого же года числился учителем.

23 января 1896 года, в возрасте 25-ти лет, будучи учителем Сидорковского земского училища, Бежецкого уезда, Арсений Гусев рукоположен «на праздное священническое место к церкви села Обудова, Новоторжскаго уезда» Тверской губернии.

Троицкая церковь в с. Обудово

В Троицкой церкви (второй престол в честь свт. Николая) с. Обудова (Ободова), Новоторжского уезда, что в 70-ти верстах от Твери, отец Арсений прослужил до 1901 года. Здесь же состоял катихизатором и законоучителем земской и церковно-приходской школ.

22-го марта (по ст. стилю) 1901 года, через 5 лет своего пастырского служения, резолюцией Преосвященного Симеона, Епископа Екатеринославского и Таганрогского, студент семинарии (звание для окончивших курс семинарских наук по I разряду  – авт.) Арсений Гусев определен в с. Николаевку, Славяносербского уезда, Екатеринославской епархии, священником временного молитвенного дома во имя святителя Николая.

24 ноября этого же года отец Арсений утвержден законоучителем Николаевского земского училища Славяносербского уезда, а 18 марта 1904 года назначен законоучителем Каменского рудничного училища Славяносербского уезда.

7 июня 1902 года священник молитвенного дома д. Николаевки Арсений Гусев назначен на должность духовного следователя 2-го округа церквей Александровского уезда, а 11 декабря — 1-го округа церквей Славяносербского уезда (благочинный находился в с. Лозовая-Павловка – авт.), пребывавший на этой должности еще в 1915 году.

Вид Свято-Николаевского храма (1913 г.)

В конце 1902 года о. Арсений священник уже новопостроенной каменной Николаевской церкви с. Николаевки (ныне Свято-Николаевский собор г. Стаханова). Под его начальством также находилась давно существовавшая церковно-приходская школа, содержавшаяся за счет Общества Максимовского рудника.

В 1903 году отец Арсений открыл и возглавил в селе Николаевке церковно-приходское Общество Трезвости, составил для него Устав и 28 пунктов «Главнейшiя правила Николаевскаго Общества Трезвости въ селе Николаевке, Славяносербскаго уезда, Екатеринославской губернiи». Под руководством отца Арсения к 1911 году членов общества достигло 510 человек.

Целью создания Общества заключалось в противодействии чрезмерному употреблению всяких охмеляющих напитков, употреблению бранных слов, в уменьшении разгула, в привлечении народа к более усердному и частому посещению Богослужений, в развитии и укреплении среди местного населения вообще христианских добродетелей.

Руководимое отцом Арсением Общество Трезвости, – уникальный пример особого попечения и кропотливой работы над духовно-нравственным состоянием своей паствы, забота о ее просвещении и подлинном воцерковлении.

МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА (1921-1923)

Согласно данным церковной Метрической книги 1923 года, отец Арсений в этом году являлся еще священником Николаевской церкви, т.о. прослуживший в ней более 20 лет.

Точная дата перемещения на другое место его служения (вероятно — это г. Луганск) пока доподлинно неизвестна.

По некоторым данным, в 1925 году отец Арсений был священником Свято-Казанского храма г. Луганска, разрушенного в 1930-е годы.
Свято-Казанский храм г. Луганска

Здесь же в Луганске, вместе со священнослужителями города, отец Арсений активно выступил против раскольнического обновленческого движения «Живая Церковь», которое вело свои действия против руководства Церковью патриархом Тихоном, заявлявшее о полной поддержке нового коммунистического режима и проводимых им преобразований.

19 марта 1938 года, на основании ордера № 21 Народного Комиссариата Внутренних Дел Харьковского областного управления, священник Арсений Гусев арестован. На момент ареста он был священнослужителем Преображенской церкви г. Сумы и проживал по адресу: Харьковская область, г. Сумы, ул. Садовая, дом 4. Во время ареста был произведен обыск, вследствие чего изъяты паспорт на имя Гусева и 40 листов разной переписки (письма и справки).

Осужден 15 апреля 1938 года особой тройкой при УНКВД по Харьковской области с обвинением по ст. 54-10 ч.1 и 54-11 (активный церковник, враждебно настроен против советской власти, на протяжении ряда лет проводил антисоветскую деятельность, направленную против мероприятий партии и правительства).

Приговор – высшая мера наказания (расстрел и конфискация лично принадлежащего имущества).

Своим обвинением сама безбожная советская власть засвидетельствовала, что отец Арсений был активным, а значит ревностным и истинным священнослужителем, не покорившимся богоборческому режиму, до конца оставшимся верным своему священническому призванию в служении Церкви Православной и жизнь свою положившим за веру Христову.

(66)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *