УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: «РАДУЙТЕСЬ! ИБО Я С ВАМИ ВО ВСЕ ДНИ»

28 ВТОРНИК

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ


7:30 – Литургия 

Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно праздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе. И, между прочим, этот кто-то будет не так уж и далек от истины. Христианское отношение к смерти — это отношение к побежденному врагу. С одной стороны, смерть — это то, что в мир принес грех, Бог смерти не создавал. Смерть противна нашей подлинной природе. Как говорит церковное песнопение, «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида». Но Господь и Спаситель наш Иисус Христос, приняв смерть на Кресте, победил ее, и теперь для верных христиан она является вратами в вечную и блаженную жизнь.
Христианское безумие, оказывается настоящей мудростью, благодаря которой осуществляется победа над смертью. День расставания с земной жизнью Божией Матери, ее Успение, одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе.
Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В ее лице, в ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь.
Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария воссоединила все творение, весь мир – с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.
После Воскресения Христа Ее забрал к себе домой Иоанн Богослов: еще на Голгофе, в последние минуты земной жизни, Господь поручил любимому ученику быть попечителем своей Матери, которой тогда было около 50 лет. Современная женщина в таком возрасте может многого в жизни добиться сама, поэтому такая забота о Богородице со стороны Христа и апостолов в наше время кажется странной. Но в древности женщина не имела таких широких прав, как сейчас. Главным распорядителем в семье был мужчина. На нем лежала ответственность не только за детей, но и за женскую половину дома – жену, мать, незамужних сестер. Жить вне семьи для женщины считалось позором, только пребывание рядом с мужчиной гарантировало ей безопасность и социальный статус. Пресвятая Дева стала вдовой, когда Христос был еще совсем юным. Какое-то время о Ней и Ее Сыне заботился Иаков – один из детей Иосифа Обручника от первого брака. Повзрослев, Христос взял попечение о своей Матери на Себя. И вполне естественно, что перед восшествием на небеса Господь поручает самого родного человека Своему любимому ученику, который и заботился о Богородице до самого последнего дня Ее земной жизни.
В Священном Предании сохранилось не так уж много свидетельств о земной жизни Марии после Христова воскресения, да и эти свидетельства порою довольно неоднозначные. Например, до сих пор два древних города – Иерусалим и Эфес – спорят за право считаться местом последнего проживания Божьей Матери. И все же очевидно, что Мария была самой уважаемой женщиной в Церкви, Она была хранительницей слов своего Сына, живой памятью о Нем, ярчайшим образцом того, каким должен быть настоящий человек. В Пресвятой Деве максимально полно и многогранно развились все христианские добродетели. Вместе с Апостолами Она по мере сил участвовала в проповеди Евангелия, но сила той благой вести, которую несла Богородица, заключалась не в вычурных словах, красивых фразах или убедительных аргументах. Матерь Божья проповедовала Своими делами – смирением, кротостью, любовью.
Есть очень живое письмо святого Игнатия Богоносца из Антиохии апостолу Иоанну Богослову, написанное при жизни Божией Матери. Он пишет: «…Многие жены у нас желают посетить Пречистую Деву… <…>Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может…» Если внимательно вчитаться в этот перечень качеств Пресвятой Богородицы, мы увидим бриллиант, удивительную личность. В богослужебных песнопениях Православной Церкви Её называют славнее высших ангелов, а Её молитва за нас ставится выше любой человеческой, в том числе и святых. В самой службе Успения поется: «Слава Твоя Боголепная…», то есть слава, которая приличествует Богу, свойственна только Богу.
Состарившись, Мария все больше времени проводила у мест, связанных с земной жизнью своего Сына. Она очень хотела к Нему и чувствовала, что эта долгожданная встреча состоится. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня Она отойдет к Господу. Напоследок архангел вручил Богородице ветвь финиковой пальмы – символ мира и радости.
Свидетелями успения Богородицы стали все апостолы Христа, кроме Фомы. Для этого они были чудесным образом собраны в Иерусалиме.
В час исхода Своей Матери, перед Ее одром явился Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.
Душу Богородицы Спаситель принял в Свои руки, что отражено в иконографии праздника. После успения Божией Матери, апостолы приготовили Ее тело к погребению, а после, с пением священных псалмов, отнесли его к Гефсиманской пещере, где и захоронили. Спустя три дня в Иерусалим пришел апостол Фома. Узнав, что он не успел ко дню погребения, апостол опечалился. Встретившись с другими апостолами, Фома попросил их показать ему гроб Пречистой Богородицы. Когда ему показали место и отвалили камень, оказалось, что тела Божией Матери там уже нет, а лежит только Ее плащаница. Апостолы удивились, и стали молиться о том, чтобы Господь открыл им, что произошло. Вечером же, после общей трапезы, во время молитвы они услышали пение ангелов. Посмотрев вверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, Которая, окруженная ангелами, была вся в сиянии небесного света. По учению Церкви, Христос воскресил Своей силой Пречистую, взял Ее к Себе в Небесное Царство и поставил выше всех ангельских сил.
Успение Пресвятой Богородицы, наверное, самый странный праздник: как можно торжественно, ярко и радостно праздновать смерть? Тем более смерть того, кого мы так любим и почитаем.
Праздник Успения — это праздник встречи Божьей Матери с Нашим Богом, Творцом Вселенной. Но для нас — это еще и встреча нашей собственной души, нашей сути с Вечностью. Можно сказать, что Успение Божией Матери — это Пасха для земного человека, Пасха среди нас, среди людей. Этот праздник отвечает на вопрос, а какое отношение Смерть и Воскресение Бога имеют лично ко мне, обычному земному человеку? Он ясно показывает, что земной человек может воскреснуть со Христом, может быть в вечности с Богом. И это цель, смысл любой человеческой жизни. Божья Матерь, Её жизнь и Её Успение говорят нам именно об этом.

(110)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *