БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Краткий богословский анализ смысла праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы – это праздник, как Господа нашего Иисуса Христа, так и Его Божьей Матери.

Величие и достоинство Пресвятой Девы Марии невозможно описать. Неспроста самое важное место в Церковной иерархии уделено именно Ей. Ее ждали все роды. Она дала Божественному Логосу человеческую природу. Так, Лицо Пресвятой Богородицы тесно соединяется с Лицом Иисуса Христа.

1. Благовещение (с греч. «благая весть») Пресвятой Богородицы – это начало всех Господских праздников: «днесь спасения нашего главизна, и таинства предвечного явление…» (тропарь праздника).
В истории человечества не было более важной новости, чем известие Архангела о том, что  Сын и Слово Божие ради спасения человека принимает человеческую плоть. Это исполнение данного Адаму и Еве после их падения обетования (см. Быт. 3,15), т.н. «первоевангелия».

Благая весть, благовещение – это исправление событий происшедших в осязаемом Эдемском раю. Тогда с женщины началось падение со всеми его последствиями, теперь же женщина становится началом всех благ. Богородица становится новой Евой. Там был осязаемый рай – здесь Церковь. Там Адам – здесь Христос. Там Ева – здесь Мария. Там древний змей – здесь Архангел Гавриил. Там шепот змея-дракона Еве – здесь приветствие Архангела Деве Марии. Так был исправлен проступок Адама и Евы.

2. Архангел Гавриил называет Богородицу «Благодатной» (Лк. 1,28-29), и Она характеризуется «благословенной», потому что с Ней Господь.
Согласно многим Отцам Церкви, в Божию Благодать Богородица облеклась еще задолго до Благовещения. Пребывая на протяжении двенадцати лет во святая святых Храма, Приснодева достигла «святая святых» духовной жизни, которым является обожение. Согласно cв. Григорию Паламе, для его достижения Приснодева использовала особый метод богопознания и богообщения – это безмолвие, т.е. исихастический путь богопознания. Она умертвила в Себе все эмоциональные силы души и посредством разумной молитвы активизировала разум. Так Она пришла к озарению и обожению, сподобилась стать Матерью Христа и дала Свое непорочное тело Божественному Логосу. Ее наполняли не просто добродетели, но боготворящая благодать Всесильного Бога, полноту которой Она приняла от полноты Благодати Своего Единородного Сына.

До зачатия полнота благодати была совершенной, во время зачатия более совершенной, а после зачатия – совершеннейшей (св. Никодим Святогорец). Таким образом, Богородица была Девой как «по телу», так и «по душе».

3. Как и всякий человек, Пресвятая Дева не была свободна и, вполне естественно, не была избавлена от первородного греха. Следовательно, и Она несла на Себе все бремя его последствий. Но возникает вопрос, в какой же момент жизни Она от него освободилась?
Прежде всего, необходимо сказать, что первородный грех является лишением славы Божией (см. Рим. 3,23), отдалением от Бога, утратой богообщения. Подобное лишение неминуемо имело и телесные последствия: в тело прародителей вошли порча и смерть. Поэтому когда в православном Предании ведется речь о первородном грехе, в виду имеется унаследование его последствий.
Богородица, как и все мы, родилась с бременем первородного греха, и Ее тело, унаследовало все последствия порчи и смерти. Со входом во святая святых Иерусалимского Храма Она стяжала обожение, которое, однако, было еще недостаточным для освобождения от последствий первородного греха (порчи и смерти) по причине того, что божественная и человеческая природы еще не соединились в Ипостаси Сына Божия. Таким образом, когда силой Пресвятого Духа во чреве Пресвятой Девы божественная природа соединилась с человеческой, в этот момент Богородица первой вкусила освобождение от первородного греха. Во время благовещения Приснодева достигла несравненно высшего состояния, чем то, в котором находились Адам и Ева до своего падения. Богородица сподобилась вкусить завершительной цели творения.
Пресвятая Богородица не нуждалась в приходе дня Пятидесятницы. Также Ей не было необходимости принимать крещение. Пережитое апостолами в день Пятидесятницы, когда силой Святого Духа они соделались членами Тела Христова (т.е. Церкви), и происходящее со всеми нами во время таинства Крещения – с Божьей Матерью произошло в день Архангелового благовещения.

По слову cв. Иоанна Дамаскина, что в день благовещения Богородица приняла Духа Святого, очистившего Ее и подавшего Ей силу вместить Божество Слова, а также силу родить Его.

4. Достоин особого внимания ответ Пресвятой Богородицы на известие Ангела о рождении Христа: «се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1,38). Это послушание Божию слову, послушание чему-то странному и невероятному для человеческой логики. Она подчинила свой разум Божией воле.
Приснодева не ответила и не могла ответить отрицательно. И это не потому, что Ее воля не была свободна, а наоборот – Она обладала действительной  и совершенной свободой, и по этой причине Ее свобода всегда действовала «по природе», а не «вопреки природы».

Вопрос Богородицы «как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1,34) выражает как смирение, немощность и бессилие человеческой природы, так и невероятность происходящего. В Ветхом Завете существовали чудотворные зачатия, но еще никогда мир не слышал о зачатии бессемянном.

5. В день Благовещения силой и действием Святого Духа произошло зачатие Иисуса Христа. «Гавриил вещавше Тебе Дево радуйся со гласом воплотившеся всех Владыко». Это означает, что для зачатия не понадобились часы или дни, но оно произошло в момент самого благовествования.
Иосифу Обручнику Архангел Гавриил сказал: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1,20). Богородица родила Христа «как человека», но зачатие произошло от пресвятого Духа.
Cв. Иоанн Дамаскин говорит, что Сын Божий сотворил Себе из непорочных и чистейших кровей Богородицы Марии воодушевленную разумной душой плоть не семянно (через восприятие семени), а сотворенно (посредством творящей силы или энергии Пресвятого Духа).
В силу того, что энергия Троичного Бога едина и общна, следовательно, Тело Владыки Христа было сотворено не только Святым Духом, но и Отцом и Им Самим – Богом Сыном, то есть всей Пресвятой Троицей. Так Бог Отец благоволил воплощение Своего Единородного Сына; Бог Сын и Слово Божие исполнил его; а Бог Святой Дух завершил.

Говоря о зачатии Христа, следует отметить, что как капли дождя падают на овечью шерсть бесшумно и не вызывают порчи (ср. Пс. 71,6), так и Христос Своим зачатием не причинил ни шума, ни порчи девственности Богородицы. Поэтому Пресвятая Мать была Девой до родов, пребывала ею во время родов, и осталась Девой после родов. Об этом говорят три звезды, которые всегда изображаются иконописцами на челе и двух плечах Пресвятой Богородицы.

6. Происшедшее во чреве Пресвятой Богородицы соединение божественной природы с человеческой (во Христе) составляет непосредственное обожение второй. Это означает, что между зачатием и обожением человеческой природы отсутствовал промежуток времени.

Таким образом, человеческая природа обожилась в недрах чрева Пресвятой Богородицы при зачатии в момент своего соединения с божественной природой в ипостаси Бога Слова. Приснодева Мария является и достойно именуется «Богородицей», потому что «по человеку» зачала и родила истинного Бога.

7. Обожение человеческой природы ни в коем случае не предполагает упразднение ее свойств. Это означает, что зачатие, весь период ношения и рождение Иисуса Христа произошли не «вопреки природе», но «по природе» и «сверх природы». «Сверх природы», потому что зачатие не произошло от семени, а творящей силой Пресвятого Духа.
«По природе» же, потому что ни период, ни способ ношения ничем не отличался от естественного ношения.
Хотя и Божественный Младенец возрастал постепенно, но между моментом зачатия и стадией развития членов Его тела не было временного промежутка. Василий Великий говорит однозначно: «в чреве носимое с самого начала было совершенно, постепенно возрастая».

Это означает, что уже в момент зачатия, плод был совершенным младенцем. У Него были совершенно развиты все члены тела, и лишь размерами Он не соответствовал девятимесячному ребенку. Его тело возрастало постепенно, но было сложено изначально.

8. Бессемянно Христос был зачат по двум основным причинам. Во-первых, чтобы принять чистую и непорочную человеческую природу (как природа Адама до грехопадения). Однако, для одержания победы над тленностью и смертью плоть Христа должна была быть смертной и подверженной страстям, какой она стала после падения Адама. Во-вторых, чтобы родиться, не принося порчи и боли Приснодеве.

Рождение Иисуса Христа не нарушило девства Пресвятой Богородицы. Зачатие произошло бесстрастно, а период девятимесячного ношения был без тяжести и бремени. Там, где действует Пресвятой Дух «побеждаются природы уставы».

9. Период во чреве ношения Христа является образом непрестанного общения, которое будут иметь все святые во Царствии Божием.
Божественный Младенец развивался естественным образом, и этим обуславливается тесная связь между Христом и Богородицей. Пресвятая Дева дала Богочеловеку Свою непорочную кровь, а Христос дал Ей Свои благодать и благословение. Во чреве носимый Девой Христос ни на мгновенье не прекращал находиться  на Божьем престоле, соединенным с Богом Отцом и Святым Духом.
Человеческая и божественная природы соединились «непреложно, неслиянно, неизменно, нераздельно» в момент зачатия Христа во чреве Приснодевы Марии. Это означает, что Богородица первой вкусила блага Божественного воплощения – обожение. Его вкусили ученики в день сошествия Святого Духа, а мы с таинством Крещения и участвуя в таинстве божественной Евхаристии, вкушая Тела и крови Христовой. Все, что святые будут переживать в Царствии Небесном – Богородица переживала с первых мгновений зачатия и ношения Христа.

Так, на протяжении целых девяти месяцев, Христос день и ночь питал Своей освященной кровью Пресвятую Деву Марию. Этот пример лучше других отображает непрерывное богообщение, непрекращающуюся связь и общение Божиих угодников со Христом, которое, основным образом, произойдет в другой жизни. Итак, Богородица является прообразом века грядущего, образом рая.

10. Недостаточно праздновать события Божественного воплощения лишь внешне, но мы должны приближаться к ним всем своим бытием и духом.
Согласно Святым Отцам Церкви (св. Григорию Нисскому, cв. Максиму Исповеднику, cв. Симеону Новому Богослову, преп. Никите Стифату и многим другим), происшедшее с Богородицей «по телу», происходит «по духу» с каждым, чья душа девствует, т.е. очищается от страстей. Родившийся однажды «по плоти» Христос всегда желает родиться «по духу» от жаждущих этого, и стать младенцем посредством различных добродетелей, формируясь в чающих Его прихода.

Духовное зачатие и рождение становятся осязаемыми по прекращению кровотечения – когда исчезает желание грешить. В человеке больше не действуют страсти. Он начинает презирать сам грех и постоянно стремится исполнять Божию волю. Это зачатие, а затем рождение приобретаются посредством исполнения Божиих заповедей, но, главное, с погружением разума в сердце и непрерывной молитвой. Тогда человек становится храмом Всесвятого Духа.

Благовещение Пресвятой Богородицы – это благовещение всему человеческому роду о воплощении Сына и Слова Божия. Этот всемирный праздник должен содействовать празднику личному – личному благовещению. Мы должны принять прелюдию нашего спасения, величайшее известие в нашей жизни.

архимандрит Дионисий (Тивяков),

настоятель Свято-Николаевского собора г. Стаханова

(Составлено по книге: Иерофей (Влахос),
Митрополит Навпакта и Святого Власия. Господские праздники.
Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка. Сімферополь: «Таврія», 2002)

(111)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *