БОГОЯВЛЕНИЕ. Краткий богословский анализ смысла праздника

Праздник Богоявление возносится к крещению Иисуса Христа в реке Иордан. Христос был крещен в тридцатилетнем возрасте Иоанном Предтечей перед открытым выходом на проповедь и началом благовествования Нового Учения, запечатленного страданиями и смертью ради спасения человеческого рода.

1. Происшедшее в реке Иордан Крещение Иисуса Христа называет Богоявлением (греч. Феофания) или явлением: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков…» (Тит. 2,11). В ранней Церкви Богоявление праздновалось в один день с Рождеством (6/19 января). В IV в. эти два праздника были разделены, и празднование Рождества было перенесено на 25 декабря/7 января. В день, когда язычники воспевали бога-солнце, христиане стали праздновать рождение Солнце правды. Святой Григорий Богослов дал Богоявлению и другое название – день Света, поскольку с крещением просвещаются оглашенные.
kreschenieВ день крещения Христа, посредством явления Пресвятой Троицы и исповедания Честного Предтечи произошло вселюдное исповедание, что Бог Сын и Слово Божие есть «един от Троицы» и вочеловечился, дабы спасти человеческий род от греха, диавола и смерти.
Слово «крещение» значит погружать и означает погружение, поэтому оно непосредственным образом соединяется с водой.
Св. Иоанн Златоуст проводит разграничение между крещением иудейским и христианским. Первое очищало человека от телесной грязи. Христианское же крещение очищает душу человека и преподает Святого Духа. Мостом между иудейским и христианским крещением является крещение Предтечи.
Так как Иоанново крещение вело людей к осознанию их греховности и предуготавливало народ к принятию Христа-Мессии, то зачем было креститься Самому Иисусу? 
Св. Иоанн Дамаскин говорит, что Христос крестился не для Своего очищения, «но ради взятия на Себя нашего очищения», подобно тому, как Он принимает на Себя ради нас мучения. Он крестился дабы сокрушить «головы драконов», чтобы смыть грех и погрести в водах Иордана всего ветхого Адама, чтобы освятить Крестителя, чтобы соблюсти Им же данный закон и не стать его нарушителем, явить Таинство Пресвятой Троицы, стать образом и примером нашего совершенного крещения, совершающегося водой и Святым Духом.
Помимо этого, крещением в реке Иордан Христос освятил воды. Соединенная с Божьей благодатью вода перестает быть водой грехопадения и становится водой возрождения.
Через воплощение Христа и исполнение всех ступеней божественного Домостроительства, одной из которых является и крещение, совершается воссоздание человеческой природы. Это было возможно по двум причинам: во-первых, потому что, несмотря на грехопадение, она не была уничтожена, а во-вторых, потому что Господь является Создателем человека, Он же есть и его Воссоздатель.
004362Согласно cв. Иоанну Златоусту, Иордан – это образ человеческого рода. Он берет свое начало при впадении двух речушек: Иор и Дан и впадает в Мертвое море. Весь человеческий род проистек из двух источников – Адама и Евы – и грехом был приведен к омертвлению – мертвому морю нашей жизни, где обитает смерть и тление. В воды этого Иордана, т.е. человеческого рода, вочеловечившись, вошел Христос и тем самым победил смерть, возвратив людей к их изначальной жизни.
Откровение Троичного Бога было одной из целей и воплощения Бога Слова, и крещения Христа в Иордане. Несмотря на то, что в Боге одна сущность и природа, Он является Триипостасным. При крещении Иисуса Христа произошло явление Пресвятой Троицы: прозвучал голос Отца, свидетельствующий, что стоящий в Иордане Христос является Его Сыном, а Святой Дух явился «в виде голубине».
Cв. Григорий Палама говорит, что в Свящ. Писании Троичный Бог является дважды: при создании человека (Быт. 1, 26) и при его воссоздании. Потому что только один человек является сотворенным «по образу» Триипостасного Божества. Впрочем, по этой же причине, Сын и Слово Божие ради спасения и преображения мира стал именно человеком, а не Ангелом. Человек обхватывает собой все творение. Итак, через обоженного человека произошло преображение и изменение всего создания.
Свидетельство Отца «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17) указывает на то, что вочеловечение – это «по благоволению» воля Троичного Бога или, другими словами, «предшествующая воля». Отсюда следует, что воплощение Иисуса Христа было предуготовано Богом задолго до падения и независимо от поведения первозданных, потому что только через единение тварного с нетварным в ипостаси Бога Слова первое может быть спасено.
Достоинство и важность вочеловечения Сына и Слова Божия состоит в спасении человека и обновлении всего создания. Центром мира и истории является Богочеловек Христос, а ни в коем случае человек. Самая большая ошибка нашего времени – это определение человека как центра мира. С точностью можно сказать, что все аскетическое делание христианина направлено на опровержение человеко-центричного миросозерцания и на приобретение Бого-человеко-центричного.
Свидетельство Бога Отца о том, что крещаемый во Иордане – не просто человек, но возлюбленный Сын Его, непосредственным образом указывает на Божество Слова и Его единосущие с Отцом. Согласно святоотеческому Преданию, голос Отца является созерцанием, откровением, а не чем-то, что воспринимается органами чувств человека. Подтверждением этого является подобное свидетельство Бога Отца на горе Фавор, когда будучи не в силах выдержать ярчайшего созерцания, ученики пали лица. При созерцании Божией славы участвует и тело, но без преображения чувств созерцать ее невозможно.
В явлении Троичного Бога на реке Иордан участвовал и Святой Дух – Третье Лицо Пресвятой Троицы, единосущный Богу Отцу и Богу Сыну и во всем Им равный.
0_11d4e7_e99b3d17_origПри крещении Христа Святой Дух является «как голубь». Это означает, что Он не был голубем, но имел его образ. Святой Дух нетварен, как и все Лица Пресвятой Троицы.
Помимо этого, явление Святого Духа в виде голубя говорит о невинности и кротости Христа. Голубь – чистейшее существо, которое не обитает в зловонных местах. Так и Пречистый Святой Дух никогда не появляется в среде зловония греха.
Одной из целей крещения Иисуса Христа было его становление образом и примером для нас. Крещение считается вводным таинством, поскольку через него мы входим в лоно Церкви. Как для Христа началом мироспасительного подвига было крещение, а затем последовали страсти, распятие, воскресение, вознесение, так и для христианина духовная жизнь начинается с крещения.
В своей книге «Жизнь во Христе» свящ. Николай Кавасила говорит, что таинство крещения это рождение, после которого, с таинством миропомазания, следует «движение», а с вкушением таинства Приобщения – жизнь. Божественная Евхаристия – это завершение крещения, а также всех церковных таинств. Мы крещаемся и миропомазуемся, дабы, став членами Церкви, мы могли причащаться Тела и Крови Христовых.unnamed
Вера тесным образом связывается с таинством крещения. Согласно св. Василию Великому, вера и крещение – это два нераздельных между собой пути спасения. Крещение делает веру более совершенной, а вера утверждает крещение. Одно дополняется и наполняется другим. Как мы веруем в Отца, Сына и Святого Духа, так и крещаемся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. После открывающего врата спасения Символа веры следует запечатлевающее наше произволение крещение.
Есть много выражений, которые отображают действие христианского крещения, то есть совершаемого им делания.
Крещение иначе именуется «рождением», поскольку оно возрождает человека. «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Это рождение является нашей отличительной чертой, так как после крещения мы уподобляемся Христу.
Происходящее через таинство святого Крещения рождение соединяется с очищением и озарением. Св. Григорий Богослов говорит, что Христос не имел нужды в очищении, ибо был самоочищением, однако принимает его ради нас; через святое Крещение и таинство Миропомазания Христос очищает и просвещает человека. После очищения от страстей посредством соблюдения Божиих заповедей, всегда следует озарение человека действием Святого Духа.
Согласно св. Иоанну Дамаскину, оставление грехов подается всем крещающимся одинаковым образом, а благодать Святого Духа – в соответствии с верой и предшествующим очищением каждого в отдельности. Со святым Крещением мы принимаем начаток Святого Духа. Возрождение является началом новой жизни, печатью, хранительницей и просчвещением.
Все происшедшее при крещении Христа в водах Иордана повторяется в нашей жизни с таинством святого Крещения.
С праздником Богоявления миру открылось множество глубочайших богословских истин, имеющие непосредственную связь с нашим крещением, как личностное восприятие и переживание праздника.
imgbПервое.
Все крещаемые и помазуемые святым миром нарекаются христианами, потому что являются Христовыми учениками, и принимают помазание от Святого Духа. Согласно слову cв. Никодима Святогорца, Господними помазанниками (греч. христи) называются все христиане. Если ветхозаветные цари, священники и пророки назывались Божиими помазанниками, будучи помазуемы обычным несовершенным елеем, то насколько более верно называть Божиими помазанниками помазанных Святым Помазанием. Помазание Святым Духом, соединяющееся с просвещением и озарением разума, является обручение Духа и печать Бога.

Второе. С крещением человек обручается Святому Духу, принимает его с возможностью «духовного завершения». Св. Григорий Палама говорит, что младенец принимает от своих родителей возможность с достижением соответствующего возраста стать взрослым мужем и восприимцем отцовского наследия; однако, утрачивает ее, если умирает молодым. Тоже самое происходит и с христианином. С крещением он принимает силу стать сыном Божиим и наследником вечных благ, если раньше не умрет «мысленной» смертью, имя которой – грех. Следовательно, утратив общение с Богом, умерев духовно, христианин утрачивает и эту принятую им с таинством крещения возможность. Разумеется, благодать не исчезает, не покидает человеческое сердце, однако не созидает в нем спасения.
Третье. Когда благодать крещения покрывается грехом, то обязательно должно последовать крещение покаяния и слез. Св. Григорий Нисский по этому поводу характерно говорит: «Слеза равна купели, а сокрушение возвращает удалившуюся благодать». Даже одна капля покаянных слез равноценна крещальной воде и в действительности возвращает человека в предшествовавшее грехопадению состояние. Разумеется, что слезы должны рождаться в атмосфере покаяния, как учит Православная Церковь.
Христос крестился, чтобы соблюсти закон и передать Свою благодать воде, всему созданию и человеку. Так Он дал каждому человеку возможность приобрести благодать усыновления – Богоявление в личной жизни. Явление Бога есть богопознание, которое, будучи событием экзистенциального характера, ведет ко спасению.

                                                                       архимандрит Дионисий (Тивяков),
настоятель Свято-Николаевского собора г. Стаханова
(Составлено по книге: Иерофей (Влахос), Митрополит Навпакта и
Святого Власия. Господские праздники.
Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка. Сімферополь «Таврія», 2002)

(275)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *