Подготовительные недели к Великому посту

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25, 31-46).

Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог Милосерд, но Он и праведный Судия. И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники, должны помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется
Вселенской родительской (мясопустной) субботой (18 февраля). Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь (до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода. Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви.
Седмица, следующая за Неделей мясопустной, называется сырной. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр. Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней – масленица (20 февраля – 25 февраля).

К сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица – это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном развлечении, а в воздержании! К сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например: “Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина. Будем помнить, что время масленицы дается нам не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли к подвигу поста!
Вот почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи.
Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина  “Господи и Владыко живота моего” с коленопреклонениями (впервые эта молитва звучит вечером в среду сырной седмицы). Все это напоминает нам, что время поста уже настало.Не случайно также и то, что заканчивается эта неделя воспоминанием Адамова изгнания из Рая, – уместно ли здесь думать о забавах?!

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (26 февраля)

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается вкушение сыра, масла и яиц.
На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6,14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
В богослужении этого дня вспоминается грехопадение Адама и Евы, изгнание их из рая за непослушание и невоздержание, сокрушение Адама, оплакивающего свое падение. Первая заповедь человеку была заповедью о посте (запрет вкушения плодов от одного из деревьев рая). И эту заповедь Адам преступил, согрешив против любви Божией. И этим навлек наказание на весь человеческий род. Чрез это падение грех вошел в человеческую природу. А до грехопадения благодать была в душе Адама и делала его беспечальным, радостным, святым; делала его тело послушным орудием души. Господь призрел на покаяние Адама. И Адам был наречен «другом Божиим». Но чтобы восстановить повреждение человеческой природы, необходим был искупительный подвиг Христа Спасителя. Путь Великого поста есть путь возвращения к Богу, покаяния за нарушение Его заповедей. Без прощения ближних нельзя начинать подвиг поста и покаяния.
Отсюда произошел обычай христиан в этот день просить друг у друга прощения, поэтому в просторечии этот день именуется Прощеным воскресеньем.
Изгнание Адама из рая. Это название подводит итог всему подготовительному периоду. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идёт за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале поста мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. И первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресенья. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Во время обряда прощения, и так как пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поёт пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..» — вот основной мотив всей этой чрезвычайно-мудрой и глубокой психологической подготовки полной внут­ренней гармонии с этим воплем кающейся души. Так поется от нашего имени, от имени всех верующих православных христиан, в церкви за всенощным воскресным бдением во все эти подготовительные недели и в течение всего последующего за тем поста. А находимся ли мы в это время в церкви, сливаем ли наш собственный внутренний вопль о даровании нам Богом искреннего покаянного чувства с этим общим воплем всей Церкви? Боимся ли мы пропустить еще что-нибудь из всего этого богатого назидания, ловим ли мы, впитываем ли в себя каждое слово из всего того, что слышится в эти дни в храмах наших. Готовим ли мы себя внутренне к наступающему Великому Посту? Вот первостепенной важности в нашей жизни вопрос, на который должна дать ответ каждому из нас наша совесть.

(169)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *