Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25, 31-46).
Вселенской родительской (мясопустной) субботой (18 февраля). Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь (до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода. Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви.
К сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица – это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном развлечении, а в воздержании! К сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например: “Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина. Будем помнить, что время масленицы дается нам не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли к подвигу поста!
Вот почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи.
Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” с коленопреклонениями (впервые эта молитва звучит вечером в среду сырной седмицы). Все это напоминает нам, что время поста уже настало.Не случайно также и то, что заканчивается эта неделя воспоминанием Адамова изгнания из Рая, – уместно ли здесь думать о забавах?!
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (26 февраля)
На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6,14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..» — вот основной мотив всей этой чрезвычайно-мудрой и глубокой психологической подготовки полной внутренней гармонии с этим воплем кающейся души. Так поется от нашего имени, от имени всех верующих православных христиан, в церкви за всенощным воскресным бдением во все эти подготовительные недели и в течение всего последующего за тем поста. А находимся ли мы в это время в церкви, сливаем ли наш собственный внутренний вопль о даровании нам Богом искреннего покаянного чувства с этим общим воплем всей Церкви? Боимся ли мы пропустить еще что-нибудь из всего этого богатого назидания, ловим ли мы, впитываем ли в себя каждое слово из всего того, что слышится в эти дни в храмах наших. Готовим ли мы себя внутренне к наступающему Великому Посту? Вот первостепенной важности в нашей жизни вопрос, на который должна дать ответ каждому из нас наша совесть.
(169)