ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Краткий богословский анализ смысла праздника

С приходом времени пострадать за человеческий род Христос вошел в Иерусалим, где иудеи приготовили Ему триумфальную встречу. Причиной неземной радости иудеев было происшедшее накануне чудо воскрешения умершего и уже находившегося четыре дня во гробе Лазаря. С нетерпением чаявшие прихода Мессии и разочарованные своим социальным положением иудеи приняли грядущего Христа за столь ожидаемого предводителя Израиля. Необходимо подчеркнуть, что все эти мессианские настроения были тесно связаны с борьбой иудеев за свое национальное освобождение.

1. Праздник Вход Господень в Иерусалим имеет тесную связь с праздником Воскрешения Лазаря, происшедшее в субботу накануне. «Вчера, – говорит cв. Кирилл Александрийский, – (в Лазареву Субботу) праздновала Вифания. Днесь (в Вербное Воскресенье) вся Церковь вкушает Божие присутствие. Вчера Христос даровал жизнь другому (т.е. Лазарю), днесь же Сам идет к смерти. Вчера воскрешался четырехдневный, днесь же грядет в Иерусалим тридневный».

2. Несмотря на приветственные крики народа о восстании Лазаря, «торжественное вхождение царя» произошло в глубочайшем смирении (св. Кирилл Александрийский).
О входе Господнем в Иерусалим пророчествует пророк Захария в Ветхом Завете (Зах. 9, 9-10).
Иисус не входит в Иерусалим подобно земным царям и властелинам. Не похож Он и на мятежника или какого-то преступника, сопровождаемого стражей и множеством спутников. Знамя Христа – это смирение, нищета и уничижение (св. Григорий Палама).
Святой Епифаний Кипрский говорит, что у Христа не было скипетра и труб. Его не окружали вооруженные солдаты, хоругви, почетное сопровождение, золоченые гербы и оружие, как это было присуще земным вождям того времени. Христа сопровождали кротость, незлобивость и сверх всякой меры смирение.

Смирение Христа – это не искусственная и наигранная внешняя добродетель, но выражение Его любви и кротости. Кто по своей природе прост и любит людей, тот будет и смиренным. Следовательно, соединенное с простотой и Христовой любовью смирение, в действительности является Его нетварной энергией, исходящей из простой природы Божества.

3. Согласно толкованиям Святых Отцов, смирение Христа выражается и в том, что в Иерусалим Он вошел, «сидя на молодом осле». Это событие пророчествуется в Ветхом Завете (Быт. 49,11).
Согласно cв. Афанасию Великому, ослица с молодым ослом, приведенные ко Христу, олицетворяют все человечество: молодой осел – это наш прародитель Адам, которого узами лукавства связал сатана; ослица, животное нечистое, символизирует народы, оскверняющие себя идолами и нечистой кровью. Христос посылает учеников во все человечество, повелевая привести к Нему иудеев и язычников, чтобы создать Церковь, которую будут составлять христиане как из иудеев, так и из язычников. То, что обоих животных необходимо было развязать, показывает подвиг великих мужей (т.е. апостолов), испытанных в вере, любви, праведности, благоразумии, мужестве и добродетели.

Апостолы, прямые ученики Христа, развязали все народы от тьмы: неведения Бога, заблуждения, греха, рабства, власти князя мира сего и привели их к своему Создателю и Творцу Господу. Теперь Христос восседает на них и царствует (Тит, епископ Босторский).

4. Согласно евангельскому повествованию, встречавшие люди стелили под ноги Христу свои одежды, но прежде всего апостолы постелили свои одежды на спину несущего Христа животного.

Постеленные на спину осленка одежды учеников – суть апостольские добродетели, поверх которых восседает Христос. Священный Феофилакт говорит, что пока душа человека не украсится апостольскими добродетелями, на нее не воссядет Господь. Апостольская жизнь – это основанная предпосылка прихода и водворения Христа в сердце человека. Подстилание наших одежд является не чем иным, как покорением нашей плоти и страстей духу, ибо только так мы сможем сподобиться поклониться Христовым страстям и его славному воскресению (св. Григорий Палама).

5. Встречая Христа у Иерусалимских врат, толпа людей, не скрывая своей бескрайней радости, выкрикивала: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» (Ин. 12,13; ср. Мф. 21,9; Мк. 11, 9-10; Лк. 19, 38-39). Речь идет о возгласе победы и славы, потому как большинство из встречавших Иисуса верили, что пришел Мессия, способный освободить их от римского ига. Люди ожидали Христа как земного предводителя, пришедшего даровать им национальную независимость.
«Осанна», слово еврейского происхождения, означает «спаси же [нас]» (св. Никодим Святогорец). Существует также мнение, что «осанна» переводится как «благодать Божия» (Макарий Златоглав), поскольку Господь спасает людей благодатью. Таким образом, «осанна» является обращенной к Богу песней и толкуется как «спаси же нас», а выражение «в вышних» показывает, что Христос воспевается не только на земле, но и Ангелами в мире горнем (св. Григорий Палама).
Слово «благословен» используется как выражение славословия и благодарения Богу.
Во всех этих восклицаниях содержится глубочайший христологический смысл, так как в них раскрываются два естества Христа. Выражение «осанна в вышних» отображает высокую божественную природу, тогда как выражение «благословен грядущий во имя Господне» – естество человеческое, благословленное Богом Авраамово семя, ибо через него должно было придти спасение человеческому роду (Тит, епископ Босторский). Соединенное воедино эти фразы говорят о Бого-человечности Иисуса Христа – наличии двух природ во единой ипостаси и в одном лице.

Иудеи также восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21,9). Они называли Христа сыном Давида, ибо из ветхозаветных пророчеств ведали, что Мессия должен придти из Давидова рода.

6. Особенно первосвященников и книжников разозлили дети, восклицавшие в храме «осанна Сыну Давидову» на что Христос ответил: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 15-16 ср. Пс. 8, 3). Достойно внимания деталь, что младенцы, самые чистые существа, славословили Христа в Храме, а не по дороге.
Дети оказались великими богословами, несмотря на то, что они были необразованны и неграмотны, и гимн их был глубоко богословским (св. Григорий Палама). Язык и уста младенцев были движимы силой и энергией Пресвятого Духа, иначе, они не могли бы это делать.
Но больше всего поражает, что младенцы воспевают Иисуса Христа как Бога, а их отцы – первосвященники и книжники – Его злословят. Подчеркивая это различие, cв. Кирилл Александрийский делает весьма интересные примечания. Он говорит, что дети узнали Владыку твари в этом образе, тогда как их отцы оказались неведущими. Дети воспели Иисуса как Бога, а их родители распяли Его, как врага. Младенцы пели «осанна», а их отцы кричали: «Да распят будет». Дети постилали свои одежды, дабы по ним прошел Христос, а их отцы метали жребий об одеждах Христа. Дети встретили Христа с финиковыми ветвями, в то время как их отцы шли с мечами. Дети благословляли, а родители проклинали и злословили. Дети, как ягнята, приняли пастыря, их же родители, как волки, растерзали агнца.
Эти противоположности свидетельствуют о различном духовном состоянии людей, ибо Дух Святой действует лишь в сердцах чистых и чуждых тщеславию, а в окаменевших сердцах Он действовать не может.
Победная песнь младенцев и грудных детей, по сути, является гимном нового народа Божия, сердце которого всегда младенческое. Апостол Павел призывает коринфских христиан словами: «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14,20). Существует младенчество и детство разума, а также младенчество и детство сердца. Христиане не должны быть младенцами по разуму, но по сердцу. По разуму же они должны быть совершенными и полноценными. Младенчество сердца означает очищение и удаление из него всяческих помыслов.

Св. Григорий Палама призывает христиан своей паствы следующими словами: «Братия, юноши и старцы, князи и простой люд – да не имеем зла, аки младенцы».

7. Люди не ограничились лишь восклицаниями и славословием Христа, в их руках были и вайи (пальмовые ветви). Эта картина напоминает встречу народного вождя, триумфально возвращающегося с победой над врагом.
Христиане и по сей день держат ветви в этот день, потому что, помимо встречи победителя Христа, ветви также символизируют и добродетель. Этому дню предшествовал период Великого поста с аскезой, постом и молитвой, и поэтому христиане готовы принять воскресшего Христа.
Св. Кирилл Александрийский призывает христиан не только держать вайи в руках, но и стяжать душевные вайи – отречься от всякой гордости и самодовольства и сбросить с души ветхий и кожаный хитон омертвения.
Cв. Андрей Критский рекомендует не украшать дорогу Христа масличными ветвями или вайями, но по возможности устилать самих себя смирением души и правильностью мышления, дабы принять Слово и вместить в себя Бога. Вместо ваий мы должны показать Иисусу нашу преисполненную добродетелями жизнь.

Таким образом, масличные и пальмовые ветви в руках христиан не должны быть лишь внешним выражением поклонения, но чем-то более глубоким, ибо они выражают духовное, разумное и чистое делание внутреннего человека, как говорит Тит Босторский.

8. Один из тропарей вечерни на Вербное Воскресенье начинается такими словами: «Днесь Благодать Святого Духа нас собра, и вси вземши крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних».

Это показывает, что недостаточно лишь внешнего празднования событий из жизни Христа, но требуется и внутренне, личностное и экзистенциальное сообразование. Молитва, безмолвие, бдение – суть наиболее подходящие средства для правильного восприятия этих событий, чтобы человек праздновал боголепно, а не подобно идолопоклонникам. Поэтому Церковь установила период приготовления в пятьдесят дней, который начинается с Воскресения Мытаря и Фарисея. Все христологические события относятся ко спасению человека и требуют особенного приготовления.

Воскрешение Лазаря и триумфальный Вход Христа в Иерусалим олицетворяют надежду на всеобщее воскресение и вход Христа в чистое сердце человека. Они не должны быть событиями внешнего характера, но праздниками, происходящими внутри нас.

Тит Босторский говорит: «Становимся Его святою колесницею вместо нечистого осляти, да взойдет на ны. Запряжем сию колесницу наших помышлений, и воцарствует в нас во веки».

архимандрит Дионисий (Тивяков),

настоятель Свято-Николаевского собора г. Стаханова

(Составлено по книге: Иерофей (Влахос), Митрополит Навпакта
и Святого Власия. Господские праздники. Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка. Сімферополь: «Таврія», 2002)

(145)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *