ПРЕОБРАЖЕНИЕ: КРАТКИЙ МИГ ИСТИНЫ

19 августа Православной Церковью празднуется великий праздник Преображения Господня. Об этом торжественном событии, происшедшем на горе Фаворе перед апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, в начале Страстного пути Господня, обстоятельно повествуется в Евангелии (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9:28-36). Но кроме исторического аспекта, Преображение Господне приоткрывает завесу величайшего таинства спасения человека и всего мира, совершаемое воплощенным Богочеловеком Христом.
Событие Преображение уверяет нас в реальности и действительности спасения всего человека, его души и тела. Человеку вновь, после грехопадения, открыта возможность к обожению, т.е. к соединению с Самим Богом в Его божественных энергиях, к неслитному и неизменному «превращению» своей человеческой природы в божественную. Одним словом, человек может и должен стать таким, каким он был задуман Советом Пресвятой Троицы прежде создания самого мира.
Действительность и возможность этого величайшего таинства Христос нам показывает на Себе, на Своем человечестве. Через Него и в Нем каждому человеку, возжелавшему этого, даруется возможность собственного преображения и уже здесь, на земле, войти в такое состояние, которое апостолы могли выразить только своим восхищением и желанием навсегда остаться со Христом.
Преображение являет нам не только таинство Божественного откровения, но и каждого из нас призывает потрудиться в своей жизни взойти на собственную личную гору Преображения; отторгнуться, оторваться от всего земного и суетного и воспарить своей душой и телом ко Христу. Дороги, ведущие нас на гору к Божественному Свету, указывают нам сами апостолы: Петр – твердая и непоколебимая вера, Иаков – рождаемые нашей верой добрые дела, а Иоанн – любовь, как единственное состояние ведущее к богоуподоблению.
По церковному уставу, на Преображение освящается виноград и начатки других плодов (по нашей традиции особенно яблоки), что имеет глубоко важное символическое значение. Еще в Ветхом Завете через благословение начатков освящение переходило на все прочие плоды. Этим самым древние выражали свою веру в ожидаемого Начатка – Христа Спасителя, Который, в противовес Адаму, ставшему началом греха, тления и распада, станет Началом нетления, целостности и спасения человеческой природы. Если для ветхозаветных благословленные начатки плодов служили прообразом грядущего Христа, то для нас они служат символом пришедшего Спасителя и даруемого Им спасения. Освящаемый виноград, являющийся веществом для Таинства Причастия – Таинства Тела и Крови Христовой, – указывает нам, что причащающийся уже здесь реально приобщается Начатку-Христу, с надеждой на совершенное общение с Богом в Царстве Божественного Света.

архимандрит Дионисий (Тивяков),
настоятель Свято-Николаевского собора г. Стаханова

(60)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *