Духовенство

Память о нем не погибнет,
и имя его будет жить в роды родов (Сир.39:12)

Преосвященный Александр (Раевский), епископ Могилёвский

 Епископ Александ (в миру Александр Семенович Раевский) родился 13 (25) февраля 1868 года в слободе Ивановка, Павлоградского уезда, Екатеринославской губернии, в семье священника. В 1882 году окончил Екатеринославское духовное училище. В 1888 году окончил курс (VI-ть классов) Екатеринославской Духовной Семинарии по II-му разряду. Впоследствии окончил 3 курса Киевской Духовной Академии.
Был женат.
***
По окончании семинарии, 4 (17) октября 1888 года, согласно прошению, Александр Раевский назначен псаломщиком к Вознесенской церкви с. Вольнохуторского, Верхнеднепровского уезда.
6 (19) декабря 1890 года псаломщик Александр Раевский рукоположен во священники к Георгиевской церкви с. Кулишовки, Ростовского уезда. 
В 1891 году священник Александр Раевский отмечен в Екатеринославских Епархиальных Ведомостях (01.07.1892) за усердное отношение к проповеданию слова Божия во все воскресные и праздничные дни «из читавших проповеди по печатным руководствам».  За этот год им прочитано 45 проповедей.
31 января (13 февраля) 1892 года священник Георгиевской церкви с. Кулишовки, Ростовского округа, Александр Раевский, согласно его прошению, назначен к Игнатьевской церкви с. Хорошего, Славяносербского уезда.

15 (28) сентября 1895 года – переведен в с. Почино-Софиевку, Новомосковского уезда. 

Уже в 1899 году (по 1901 год включительно) священник Александр совершает свое пастырское служение во временном молитвенном доме деревни Николаевки, Славяносербского уезда (ныне приход Свято-Николаевского собора г. Стаханова).

Здесь и впоследствии его священническое служение сопряжено с активной социальной деятельностью в целях оказания благотворительной помощи нуждающимся.

Так, 21 июня 1899 года в Екатеринославских Епархиальных Ведомостях, в заметке «ПРЕПОДАНО АРХИПАСТЫРСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ», отмечено следующее: «На рапорте священника временного молитвенного дома деревни Николаевки, Славяносербского уезда, Александра Раевского о собранных им по подписному листу пожертвованиях в пользу населения пострадавших от неурожая губерний резолюция Его Преосвященства от 11-го июня 1899 г. последовала такая: «Жертвователям преподать мое архипастырское благословение и выразить признательность, о чем напечатать в Епархиальных Ведомостях»».16 октября 1900 года Епархиальное Попечительство о бедных духовного звания выразило искреннюю благодарность и признательность (определение Попечительства утверждено Его Преосвященством ноября 2-го того же года) священнику Николаевской церкви-школы при д. Николаевке, Славяносербского уезда, Александру Раевскому за личное его пожертвование в размере 1000 р. (Свидетельство Государственной 4% ренты с 18 купонами) на устройство проектируемого в епархии приюта для престарелых и калек епархиального духовенства.

16 (29) января 1901 года, будучи священником д. Николаевки, Славяносербского уезда, переведен в с.Почино-Софиевку, Новомосковского уезда и 27 октября (9 ноября) т.г. – назначен преподавателем Полексино-Григорьевского сельского училища того же уезда.31 декабря 1903 года (13 января 1904 года) священник Почино-Софиевки Александр Раевский назначен на должность духовника при Екатеринославской Духовной Семинарии, и в этом же году определен священником домовой церкви при Екатеринославской Духовной Семинарии во имя Архангела Михаила. По данным Екатеринославского Адрес-Календаря 1917 года, отец Александр Раевский является священнослужителем данной церкви, вероятно, оставался в ней до самого закрытия Екатеринославской Духовной Семинарии в 1918 году.Будучи духовником семинарии, 16 (29) января 1904 года священник Александр назначен на должность законоучителя образцовой школы для мальчиков при духовной семинарии, а в 1905 году – допущен к преподаванию Закона Божия в частном женском училище г. Екатеринослава 2-го разряда г. Вильгальм.  

По данным на 1917 год, священник Александр Раевский числится учителем Екатеринославского Епархиального женского училища.

Помимо преподавательской деятельности, отец Александр состоял в членствеЕкатеринославского Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, одновременно находясь на должности казначея. Должность казначея он занимал в редакции «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей», а также являлся членом правления Епархиального свечного завода.

Так, 11 мая 1910 года в неофициальном отделе Екатеринославских Епархиальных Ведомостей (№ 14), резолюцией Преосвященнейшего Симеона, Епископа Екатеринославского и Таганрогского, выражена благодарность казначею редакции Екатеринославских Епархиальных Ведомостей священнику А. Раевскому, <…> – «за труд и то участие, которое они приняли в сиротах Павле и Валентине умершаго, только что посвященнаго, Полтавской епархии священника В. Дарагана и его жены, заброшенной судьбою жить в городе Екатеринославе, также умершей, а равно тем пастырям церкви, их женам и детям за любовь и ласку, материальную и душевную поддержку этих сирот, лишившихся отца и матери в раннем детстве».

Богослужебные священнические награды:
По имеющимся данным, в 1901 году священник Александр Раевский за отлично-усердную службу награжден фиолетового бархата скуфьейВ 1906 году камилавкою за заслуги по духовному ведомству.
***
13 (26) января 1923 года в Москве хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии (православной или обновленческой). 14 февраля того же года избран епископом Таврическим и Симферопольским, председателем Таврического обновленческого епархиального управления. Т.о. владыка Александр недолгое время состоял в обновленческом расколе.Принёс покаяние Святейшему Патриарху Тихону и 26 июня 1924 года принят в сане епископа и назначен епископом Керченским с поручением временного управления Таврической епархией, которой управлял до 06 (19) марта 1928 года.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В 1925 – 1926 годах владыка Александр проживал в Одессе.
С октября 1926 года временно управлял Рыльским викариатством Курской епархии, будучи епископом Керченским.
С 25.06(08.07).1930 по 17(30).09.1930 года – епископ Кустанайский (Казахстан).
С 24.12(06.01).1930 по 12(25).09.1931 года – епископ Сухиничский, викарий Калужской епархии.
С 12(25).09.1931 по 10(23).10.1932 года – епископ Златоустовский, викарий Свердловской епархии.
С 10(23).10.1932 по 03(16).02.1933 года – епископ Каменский, викарий Донской епархии и временно управляющий Донской епархией.
С 03(16).02.1933 по 29.07(11.08).1933 года – временно управлял Бакинской епархией (Азербайджан).
С 29.07(11.08).1933 по 02(15).03.1934 года – епископ Елабужский, викарий Казанской епархии.
С 02(15).03.1934 по 17(30).10.1935 года – вторично епископ Кустанайский.
С 17(30).10.1935 по 09.1936 года – епископ Актюбинский и Кустанайский.
С сентября 1936 года по 03(16).10.1936 года – епископ Петропавловский, викарий Омской епархии.
С 16 октября 1936 года – епископ Могилёвский. Стал последним архиереем занимавший Могилевскую кафедру в довоенный период.

Столь частые смены кафедр происходили от того, что владыка Александр был гонимый властями. Как видно из следственного дела, которое на него завели, арестовав в Могилеве, он имел независимый и сильный характер.

3 сентября 1937 года владыка был арестован. На допросах держался с исключительным мужеством. Несмотря на все истязания, никого не оговорил.

 Из протокола допроса от 6 октября 1937 года:

– Признаете ли Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении в контрреволюционной деятельности?

– В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, так как я никогда в контрреволюционной организации не состоял и никакой контрреволюционной деятельностью не занимался.

– Вы показываете неправду. Следствию известно, что приехав в Могилев, Вы по поручению Московской Патриархии связались с членами контрреволюционной организации, остававшимися на свободе после ареста бывшего епископа Крошечкина, и совместно с ним проводили организационную деятельность против Советской власти. Дайте показания по существу.

– Никаких членов контрреволюционной организации из духовенства я не знаю и никакой контрреволюционной деятельности я не организовывал.

– Вы опять говорите неправду. Вы не только связывались с оставшимися на свободе членами к/р организации, но сразу же после своего приезда в Могилев занялись вербовкой новых членов к/р организации. Настаиваем на даче правдивых показаний.

– Категорически отрицаю. Никакой вербовкой членов к/р организации я не занимался и вообще о существовании какой бы то ни было к/р организации в Могилеве мне не известно.

В подобном духе допрос продолжался несколько часов, но владыка так и не признал себя виновным в том, что ему старались инкриминировать.

31 октября 1937 года обвинен в «участии в контрреволюционной повстанческой организации» особой Тройкой НКВД Белорусской ССР. 3 декабря 1937 года был расстрелян в Могилёве.

(642)