Из протокола допроса от 6 октября 1937 года:
– Признаете ли Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении в контрреволюционной деятельности?
– В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, так как я никогда в контрреволюционной организации не состоял и никакой контрреволюционной деятельностью не занимался.
– Вы показываете неправду. Следствию известно, что приехав в Могилев, Вы по поручению Московской Патриархии связались с членами контрреволюционной организации, остававшимися на свободе после ареста бывшего епископа Крошечкина, и совместно с ним проводили организационную деятельность против Советской власти. Дайте показания по существу.
– Никаких членов контрреволюционной организации из духовенства я не знаю и никакой контрреволюционной деятельности я не организовывал.
– Вы опять говорите неправду. Вы не только связывались с оставшимися на свободе членами к/р организации, но сразу же после своего приезда в Могилев занялись вербовкой новых членов к/р организации. Настаиваем на даче правдивых показаний.
– Категорически отрицаю. Никакой вербовкой членов к/р организации я не занимался и вообще о существовании какой бы то ни было к/р организации в Могилеве мне не известно.
В подобном духе допрос продолжался несколько часов, но владыка так и не признал себя виновным в том, что ему старались инкриминировать. 31 октября 1937 года обвинен в «участии в контрреволюционной повстанческой организации» особой Тройкой НКВД Белорусской ССР. 3 декабря 1937 года был расстрелян в Могилёве.
Родился священник Арсений Гусев 17 (30 — по новому стилю) августа 1871 года в городе Осташков Тверской губернии в семье церковного дьяка. По национальности русский.
Образование священник Арсений получил среднее духовное. В 1892 году окончил курс (VI-ть классов) Тверской духовной семинарии по первому разряду со званием студента духовной семинарии.
Жена – учитель Лидия Андреевна, ок. 1876 г.р. Имел детей. По данным Справочной книги (1908 г.) в семействе было четверо детей: 10, 9, 7 лет и 1 год; по данным 1913 г. – трое детей: 2 учащихся и 1 при отце. Вероятно, что за этот период один ребенок умер.
Церковное служение (вероятно в диаконском сане – авт.) Арсения Гусева началось с 1892 года в Тверской епархии, с этого же года числился учителем.
23 января 1896 года, в возрасте 25-ти лет, будучи учителем Сидорковского земского училища, Бежецкого уезда, Арсений Гусев рукоположен «на праздное священническое место к церкви села Обудова, Новоторжскаго уезда» Тверской губернии. В Троицкой церкви (второй престол в честь свт. Николая) с. Обудова (Ободова), Новоторжского уезда, что в 70-ти верстах от Твери, отец Арсений прослужил до 1901 года. Здесь же состоял катихизатором и законоучителем земской и церковно-приходской школ.
22-го марта (по ст. стилю) 1901 года, через 5 лет своего пастырского служения, резолюцией Преосвященного Симеона, Епископа Екатеринославского и Таганрогского, студент семинарии (звание для окончивших курс семинарских наук по I разряду – авт.) Арсений Гусев определен в с. Николаевку, Славяносербского уезда, Екатеринославской епархии, священником временного молитвенного дома во имя святителя Николая.
24 ноября этого же года отец Арсений утвержден законоучителем Николаевского земского училища Славяносербского уезда, а 18 марта 1904 года назначен законоучителем Каменского рудничного училища Славяносербского уезда.7 июня 1902 года священник молитвенного дома д. Николаевки Арсений Гусев назначен на должность духовного следователя 2-го округа церквей Александровского уезда, а 11 декабря — 1-го округа церквей Славяносербского уезда (благочинный находился в с. Лозовая-Павловка –авт.), пребывавший на этой должности еще в 1915 году.
В конце 1902 года о. Арсений священник уже новопостроенной каменной Николаевской церкви с. Николаевки (ныне Свято-Николаевский собор г. Стаханова). Под его начальством также находилась давно существовавшая церковно-приходская школа, содержавшаяся за счет Общества Максимовского рудника.
Руководимое отцом Арсением Общество Трезвости, – уникальный пример особого попечения и кропотливой работы над духовно-нравственным состоянием своей паствы, забота о ее просвещении и подлинном воцерковлении.
Согласно данным церковной Метрической книги 1923 года, отец Арсений в этом году являлся еще священником Николаевской церкви, т.о. прослуживший в ней более 20 лет.
Здесь же в Луганске, вместе со священнослужителями города, отец Арсений активно выступил против раскольнического обновленческого движения «Живая Церковь», которое вело свои действия против руководства Церковью патриархом Тихоном, заявлявшее о полной поддержке нового коммунистического режима и проводимых им преобразований.
Осужден 15 апреля 1938 года особой тройкой при УНКВД по Харьковской области с обвинением по ст. 54-10 ч.1 и 54-11 (активный церковник, враждебно настроен против советской власти, на протяжении ряда лет проводил антисоветскую деятельность, направленную против мероприятий партии и правительства).
Своим обвинением сама безбожная советская власть засвидетельствовала, что отец Арсений был активным, а значит ревностным и истинным священнослужителем, не покорившимся богоборческому режиму, до конца оставшимся верным своему священническому призванию в служении Церкви Православной и жизнь свою положившим за веру Христову.
(1346)