РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ: 28 НОЯБРЯ — 6 ЯНВАРЯ

Предполагается, что постом нам нужно пройти некий душевный «автосервис». Бог Сам подкрутит все, что нужно, все исправит и все наладит. А нам нужно только тихо стоять в храме и молчать. И упускается тот момент, что сердце очищается трудом, также как и молитвой.

На проповеди все время звучит речь о том, что пост, как и вера, без дел мертв. Но понимание молитвенной важности мирских трудов как-то не доходит до сознания. Если человек говорит, что не постился, то это целиком и полностью означает то, что он что-то не то кушал, а не то, что в его сердце не было любви и он не творил добро.
Очевидно, что виртуальное христианство легче реального. Многократно проще, наслаждаясь ночной тишиной дома, помолиться перед теплыми образами, очень даже приятно, потому, что никто не остается после молитвы таким, каким был до нее. Бог приемлет даже скудную и рассеянную молитву и щедро подает благодать, меняющую сердце человека.
 Однако есть опасность окукливания в этом состоянии. В детстве дети играют в «домик». Забежал – и нет тебя. Так играют и взрослые постом, тщательно закрываясь в «домик» и стараясь никого туда не впустить. Им кажется, что они так «хранят» благодать и сберегают душу.
Гораздо труднее внимать сути поста, выйти из «домика» и сотворить любовь к ближнему. Тут тебе ни тихой келии, ни ночной тишины, ни икон, а шум открытого пространства города и такие «образа», что Господи помилуй. Тем не менее, именно такой мир – есть поле работы христиан.
Рождественский пост как раз и посвящен этому трагическому разделению служения Богу на виртуальную и практическую составляющую. Он призван связать их в одно целое, потому что молитва, которая не превращается в любовь, – есть мантра или благочестивое чтение.
Сама суть Рождества в этом и состоит, чтобы связать небо и землю. Для этого Господь и сошел с престола славы и покинул пространство покоя. Сойдя, Он принял плоть и труды. А так как мы носим имя Христа, то Его жизнь нам пример.
Христос не прятался от народа в уютных комнатах с тихими лампадками. Он не всегда постился. Он не скрывался и даже не стремился надолго уйти в пустыни и потаенные обители, как монах. Он ведь не Будда. Это Будда сидит в нирване под деревом и улыбается потому, что все вокруг майя – обман. Восток не знает действия. Он знает замкнутый на себе покой. Восток не знает Рождества.
Христос, наоборот, все время был на виду и с народом. Он все время учил, исцелял, прошел пешком сотни километров. Спал, где придется. Ел, что дают.
Таким образом, становится понятным, что уход в себя во время поста, есть действие, обратное Рождеству. Противоположное тому, что совершил Христос и чему посвящен пост. Выполнение одной обрядовой стороны поста есть чистое фарисейство, которое на дух не выносил Господь. Этих людей Он называл «гробами покрашенными», красивыми наружно и пустыми внутри.
С чего начать? С понимания того, что труд и молитва – два крыла души. Многие огорчаются, что не могут быть в храме все время. А и не нужно. В храме мы принимаем благодать Христову и таинства, и в том нет никакой нашей заслуги. В церкви нас изменяет Сам Бог.
В церкви мы словно получаем кредит, который мы должны вложить в мир и приумножить. А если брать кредиты и закапывать их в землю, то выйдет то, что вышло с лукавым рабом, закопавшим таланты, – он будет брошен во тьму внешнюю.
Этот кредит – кредит любви. И приумножать мы должны любовь. А любить – значит трудиться.
Постом человек должен учиться не только молиться, но и трудиться. А все это вместе означает жить по-божески. Не по-человечески, а, именно, по-божески.
Что делать? Нет речи о том, чтобы брать детей из приюта или о другом подвиге. Нам, современным христианам, это не по силам. Самые сильные из нас христиане еще могут пойти и сдать кровь больным детям. Словно подражая крестным страданиям Христа, они рады пожертвовать Богу каплю своей крови. Они могут послужить волонтером в больнице или хотя бы посадить дерево.
Мы же не только не можем управить мир, не можем дать ума даже своей семье. Вот с нее-то пост и должен начинаться.
Жена, ты обещалась в церкви Богу служить мужу как Христу? Где твоя прежняя нежность и служение? Нежность утрачена, а служение и не начиналось. Вместо Христа ты видишь в супруге врага и кошелек.
Муж, ты обещал заботиться о жене как о Церкви? Где твоя жертвенность и любовь? Любовь осталась только к себе, а о жертвенности ты никогда и не думал. Вместо церкви ты видишь в семье гостиницу, а в жене мультиварку с дополнительными опциями. Муж, послужи жене от всего сердца, хотя бы не как Христу, а как себе. Просто пожалей жену для начала, и это будет твой первый добрый плод поста.
Жена, твой простой труд на кухне и по дому посвяти Богу ради того, чтобы Он вернул в твое сердце любовь. Чтобы в него вернулась память о том, что христианский дом – есть малое подобие Рая, а семья – есть проекция любвеобильной Троицы. Или просто пожалей мужа для начала, и это будет твой первый добрый плод поста.

Кто впал в тяжкие грехи: блуд, пьянство и прочие пороки, остановись. Не губи свою и чужую душу. Дай душе глотнуть чистоты и света.

Кто впал в скандалы, суды, жадность, ревность, бессердечие, остановись. Не губи свое и чужое счастье. Прости и не мсти.
Кто не видит свои грехи, тот подумай о том, что осуждение – есть наше зеркало, и научись. В чем мы обвиняем ближнего, все это есть у нас. Сродное видит сродное, если не прямым грехом, то язвой в душе. Осудил за жадность, посмотри к себе в душу. Может быть, ты и сам страдаешь от любви к деньгам? И так далее.
Осуждая, мы часто далеки от истины. Того, кого мы осуждаем, мать видит другим и более добрым. Тем более на него добрее, чем мать, смотрит Бог. Так о чем ты говоришь, осуждая? О себе. Для этого и пост, чтобы разобраться в себе.
После семьи пост должен прийти на работу. Работай так, словно работаешь Христу, и Господь обязательно посетит тебя. Делай дело так, чтобы человек, уходя от тебя, воскликнул:
– Да, слава ж Тебе, Господи! Откуда такой человек взялся?
А ему скажут: «А это просто христианин» И он все поймет.
Так благодатью, стяжаемой одновременно в миру и в храме, начнется малое преображение сердца. Так начинается наше подлинное, а не виртуальное, христианство. Так мы вместе с Христом принимаем миссию нашего общего Рождества.
И уже одного этого – малого служения Христу в миру – для большинства наших христиан, будет более чем достаточно, чтобы честно встретить Рождество, в чем нам и помоги, Господи.

(77)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *