СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: САМАЯ ГЛАВНАЯ ВСТРЕЧА В ИСТОРИИ

Существует представление о религии, как о наборе вневременных истин, которые нам сообщает Бог, чтобы мы приняли их к сведению и действовали в соответствии с ними. Это представление не то, чтобы совсем неверно — оно неполно, потому что упускает из виду то, что Бог Библии не только говорит — Он действует, а Его речь — чаще всего дополнение к его действию. Он могущественно вторгается в человеческую историю, чтобы сделать ее историей спасения. Писание повествует, как Он действует в истории избранного Им народа.
Он созидает этот народ через Авраама и его потомков, выводит его из египетского рабства, проводит через века испытаний, отступничества и покаяния. Зачем? Куда ведет это долгая — более чем тысячелетняя — дорога Ветхого Завета? Пророки приоткрывают таинственную завесу над будущим: в мир должен прийти Тот, ради Которого все это было — и призвание Авраама, и исход из Египта, и дарование Закона, проповедь самих Пророков, и переселение в Вавилон, вызванное грехами народа, и его возвращение в Землю Обетованную. История Израиля — более того, всего человечества — движется к своей высшей точке, когда Бог не просто совершит нечто великое, Он войдет в историю Сам, лично.
Что же произошло в этот день в храме Иерусалима? О самом событии нам сообщает только один евангелист – святой апостол Лука (Лк. 2, 22–40). 
На сороковой день Младенца Иисуса приносят в Храм, чтобы посвятить Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев. В Храме его встречают два человека — пророчица Анна и старец Симеон. Евангелие говорит об этом так: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:25—32).
Старец Симеон и Анна Пророчица встречают Спасителя от лица всех праведников Ветхого Завета. Всех тех, кто все эти столетия жил в ожидании Спасения Божия. И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло — к Израилю и ко всем народам. Пророчества исполнились, надежды осуществились: Бог поселился среди людей.
Но есть в описании событий Сретения еще один факт, на который нужно обратить внимание. Сразу же за молитвой Симеона в Евангелии говорится:…Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
На первый взгляд, вроде бы все понятно: вполне естественно удивиться, когда столь уважаемый в народе человек говорит столь высокие слова о твоем младенце. Однако для Марии эти слова отнюдь не были первым откровением о том, Кого она родила. Ей уже было предсказано архангелом Гавриилом:
родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Явление ангела, чудесное зачатие, чудесное рождение, рассказ пастухов о явлении небесного воинства – все это уже случилось к тому моменту. Чему же еще можно было дивиться Марии и Иосифу в словах Симеона?
Удивительным оказалось в них упоминание язычников. О том, что младенец – слава и спасение Израиля, Мария и Иосиф уже знали. Но ни один иудей в ту пору не мог даже представить себе, что долгожданный Мессия будет славой и светом также и для языческих народов.
По сути Симеон сказал революционную для иудейского сознания вещь: с пришествием Мессии, знание об истинном Боге просветит не только избранный народ, но и язычников тоже.
Сретение – праздник события, в котором Благая Весть впервые прозвучала для всех народов мира. Тропа, доступная ранее лишь для потомков Авраама, вдруг стремительно расширилась и стала путем спасения для всех людей, этого спасения жаждущих.

(75)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *