ПРАЗДНИК БОГОЯВЛЕНИЯ

19 января православный мир празднует один из великих двунадесятых праздников – Богоявление, который еще называют Крещением Господним , Просвещением и “Праздником Светов”.

Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявление. Именно в единстве этих праздников является Пресвятая Троица: в вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, при Его крещении с небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, ” Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!”.

Праздник Богоявление или Крещение Господне, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Этот день верующие всегда встречали с особым благоговением потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого великого таинства. Сущность же праздника заключается в том, что в день крещения Иисуса впервые в истории человечества Бог-Троица открыто явился миру.

Святое Богоявление

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”. До пятого века было принято вспоминать Рождение и Крещение Сына Божия в один день – 6 января (19 января по новому стилю) и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа и о явлении Троицы во время Крещения Христа в Иордане. Позже Рождество Христово было перенесено на 25 декабря (по старому стилю), так было положено начало новому церковному явлению – святкам, которые начинаются после Рождества и заканчиваются сочельником праздника Крещения.

Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), таким образом засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий.

До того, как крестился Иисус, у иудеев было крещение покаянное, ветхозаветное, которое очищало водой только телесные нечистоты, но не грехи совести. Поэтому с новозаветным таинством крещения, когда человек усыновляется Богом, ничего общего не имело. Сам Господь, как Источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством собственного Крещения. Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения,- говорил преподобный Иоанн Дамаскин.

Праздник Просвещения

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявление называется также днем Просвещения и праздником Света, потому что Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить “сидящих во тьме и тени смертной” (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10). Почувствовать сопричастие к этой Божественной благодати может каждый человек через молитвы, церковное богослужение, святое причастие, освящение воды. Не случайно на праздничное богослужение в день Богоявления священники облачаются в белые одежды. Белый цвет подчеркивает величие и торжественность события, а также символизирует проявление этой благодати Божией.

18-19 января совершается в храмах и на открытых водоемах чин Великого освящения воды. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается святыней, исцеляющей душу и тело. Но не совсем правильно поступают те, кто в этот день приходят в храмы только за тем, чтобы освятить воду. Церковь в праздник Богоявления призывает к самому главному – очищению духовному, просвещению нашей души. Освященная же вода должна восприниматься как средство, способствующее этому очищению, а не как основное назначение этого великого праздника. Можно сказать, что Крещение Господа Иоанном было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом силою Божественной благодати Святого Духа.

Крещенский сочельник

Канун праздника Крещения Господня (18 января) называется Навечерием Богоявления, или Крещенским Сочельником. В этот день службы Навечерия и самого праздника во многом сходны с Рождественскими богослужениями. Слово “навечерие” означает преддверие церковного торжества, а второе название – “сочельник” связано с традицией в этот день, как и на Рождество, варить сочиво из зерен пшеницы с медом. Чтобы человек мог максимально прочувствовать и подготовиться духовно к празднику, в этот день предписывается Церковью соблюдать строгий пост и не вкушать пищу до окончания праздничного богослужения. В сочельник, после Литургии, в храмах совершается Великое освящение воды. Это особенный торжественный обряд проникнутый воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов человеческих, но и действительным освящением воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великая Агиасма

Когда Спаситель вошел в Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с водой, и вода приобрела особые свойства. Св. Иоанн Златоуст называл крещенскую воду “агиасмой” (святыней) и говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто только была почерпнута из живого источника. Это чудо благодати Божией, которое и сейчас может видеть каждый. В этот день, по словам одной из церковных стихир, “освящается всех вод естество”, поэтому не только вода, освященная в церкви, но и все воды приобретают свойство не портиться долгое время. По церковному уставу освещение воды в храмах производится 18 января, в Крещенский сочельник. В сам праздник Богоявления, 19 января, вода освящается как в храмах, так и на открытых водоемах, куда приходят верующие, чтобы окунуться в “иорданскую” купель. Некоторые люди ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один и тот же чин. Вода – это проводник, который соединяет нас с благодатью Божией, поэтому в храмах совершается малое освящение воды и в другие праздники, по необходимости или востребованности на протяжении всего года. Но Великим водоосвящением считается именно Богоявленское, а крещенская вода считается великой святыней.

Как использовать святую воду

С древнейших времен известно, что богоявленская святая вода не портится длительное время. Крещенской водой окропляют детей, близких людей, жилища, домашний скот, пищу и др. Верующие принимают натощак небольшое количество воды, обычно с кусочком просфоры, с верой и молитвой, поскольку она имеет силу врачевания недугов как душевных, так и телесных. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно без колебаний в любое время. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. В случае, если вода по какой-либо причине загрязнилась, ее можно вылить на землю в чистое место, но не спускать в канализацию.

(114)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *